Московский метрополитен
В годы войны метро стало для жителей настоящим подземным домом, который укрывал от воздушных налётов, был местом партсобраний, концертным залом, библиотекой, парикмахерской и даже больницей.
В июне 1941 года Московский метрополитен представлял собой систему из 21 станции на трёх линиях:
— 10 станций на отрезке «Сокольники» — «Парк культуры» (Кировский радиус, сейчас — Сокольническая линия);
— шесть станций на отрезке «Киевская» — «Курская» (Покровский радиус, сейчас — Арбатско-Покровская линия);
— пять станций на отрезке «Сокол» — «Площадь Свердлова» (Горьковский радиус, сейчас — Замоскворецкая линия).
Городу требовалась более совершенная система подземного транспорта, и строительство возобновилось по ранее намеченному плану, как только немецкие войска отошли от Москвы, а бомбёжки стали реже. 1 января 1943 года открылись три новых станции Горьковского радиуса — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина» («ЗИС», сейчас — «Автозаводская»). Через год в эксплуатацию ввели ещё четыре станции Покровского радиуса — «Бауманскую», «Электрозаводскую», «Сталинскую» (сейчас — «Семёновская») и «Парк культуры имени Сталина» (сейчас — «Измайловский парк»). На этих станциях — так называемой третьей очереди — установлены памятные таблички.
Сотрудники метро заботились об освещении, отоплении и вентиляции, поддерживали запасы воды. На станциях были оборудованы питьевые фонтанчики и туалеты. Людям оказывали санитарную и медицинскую помощь — даже принимали роды. Милиционеры следили за порядком и выявляли тех, кто нарушал правила. Они также гасили пожары, вызванные «зажигалками». Делать это нужно было быстро: люди могли пострадать от дыма даже больше, чем от огня.
На станциях работали магазины и парикмахерские, а на «Курской» — библиотека. Для детей проводили уроки и трудовые занятия — учили шить, рисовать, лепить, собирать модели. Взрослых поддерживали концертами, кинофильмами и историческими выставками.
К лету 1942 года авианалёты на Москву стали редкими. В июне 1943 года на город обрушился последний снаряд. После этого над столицей пролетали лишь самолёты-разведчики, но официально метрополитен сохранял статус бомбоубежища почти до конца войны.
Правительство по достоинству оценило заслуги работников метро. Многие получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а 18 сентября 1946 года коллективу Московского метрополитена вручили на вечное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны.