Иркутская военная авиационная школа авиамехаников
История военного училища Иркутска уходит в далекий 1872 год. В то время российская военная мощь, которая держала в трепете всю Европу, на Дальнем Востоке была представлена совершенно незначительными силами. Через Сибирь тянулся бесконечный Московский тракт с редкими ямскими станциями, с многодневными перегонами от одного поселения к другому. Почта в Иркутск шла около полугода, а сообщение с Камчаткой занимало до полутора лет в один конец. Неудивительно, что офицеров, горевших желанием служить в этих краях, практически не было. Помимо чудовищной удаленности от Центральной России, службу в сибирских и дальневосточных землях осложняли суровый климат и очень тяжелый быт.
В 1872 году по инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири и командующего войсками Восточно-Сибирского военного округа генерала от кавалерии Н.П. Синельникова было учреждено и 20 сентября 1874 года открыто Иркутское юнкерское училище.
В начале ХХ века выпускникам училища пришлось проявить свои профессиональные качества: новый век начинался новыми войнами. Первые георгиевские кресты были пожалованы выпускникам Иркутского училища за участие в китайском походе и Русско-японской войне. В годы Первой мировой войны войсковые командиры в своих письмах на имя начальника училища отмечали дисциплинированность, смелость, самоотверженность и неприхотливость воспитанников Иркутского военного училища. История сохранила имя выпускника 1903 года Николая Федоровича Компанейцева, ставшего одним из первых военных летчиков. В 1915 году за бесстрашные авиационные разведки Компанейцев был награжден именным георгиевским оружием.
Октябрьскую революцию училище встретило в штыки в прямом смысле этого слова. 8 декабря 1917 года юнкера выступили против большевиков и через неделю уличных боёв принудили новую власть к созданию коалиционного губернского совета. Но уже на следующий день к красногвардейцам подошли подкрепления, и восстание юнкеров было подавлено. Вскоре после того, как угроза возвращения белых миновала, военное училище в Иркутске было закрыто окончательно. Это произошло, судя по всему, весной или летом 1920 года.
Только в начале января 1931 года весь комплекс вместе с территорией был передан Наркомату обороны для создания на этой базе первой на всей территории от Урала до Владивостока авиационно-технической школы.