Основным фактором оказавшим влияние на подготовку офицерских кадров в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.. являлась идеологическая и общественно-политическая ситуация в советской стране. С переходом страны на военные рельсы незамедлительно были созданы училища по подготовке офицеров для Сухопутных войск, войск Противовоздушной обороны, пулемётно-миномётных подразделений, парашютных частей. Вдвое было увеличено количество пехотных, бронетанковых и летных училищ. Руководство страны вело активную работу в сфере создания резервов офицерского состава для фронта. Приказом НКО номер 294 от 01.09.1941 при запасных частях были созданы нештатные подразделения офицеров армейского резерва. К лету 1942 года опыт
подготовки офицеров в начальный период был обобщен и по нему были составлены рекомендации к выпускнику училища. К нему предъявлялись высокие требования и итогам обучения становились итоговые экзамены по таким дисциплинам — политическая подготовка, служба войск, топография, тактика, огневая подготовка,
строевая подготовка, военно-медицинская подготовка, специальность.
Выпускникам училищ присваивалось первичное воинское звание «лейтенант» в случае окончания училища на «хорошо» и «отлично» или «младший лейтенант» при окончании училища с оценкой «удовлетворительно».
Армии были необходимы офицеры узкой специализации. Стремились приблизить подготовку к потребностям войсковой жизни. Почти вся учебная программа отрабатывалась на полигонах, в учебных классах проводили минимум времени. Курсантов воспитывали на примерах мужества и героизма советских офицеров и солдат.